АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ
ИХ РАЗНОВИДНОСТИ И СВЯЗАННЫЕ С ЭТИМ ПРОБЛЕМЫ ПОЛНОТЫ И АКТУАЛЬНОСТИ ДАННЫХ
Астрономическое программное обеспечение (ПО) делится на две категории — для широкой общественности и для профессиональных астрономов.
Исходя из целевой аудитории, разные производители астрономического программного обеспечения (ПО) используют разный объем и актуальность используемых астрономических данных.
Кто-то использует базы звезд до определенной звездной величины (например только до яркой 7-ой величины), другие применяют только определенный каталог (например созданный более века назад и давно устаревший
HD [содержит информацию о 225 тыс. звёзд до 9 величины] или созданный четверть века назад
Tycho-2 [содержит данные для 2.5 млн. звезд Млечного Пути до 11 величины] или какой-либо другой каталог, но не используют одновременно все имеющиеся актуальные современные каталоги), третьи показывают только звезды с известными параллаксами (вычисленными расстояниями до объекта), четвертые иное, и тд.
В связи с этим, во многих астрономических программах разных производителей, и даже в одном из сервисов всем известного Google, мы часто замечали отсутствие не то что бы собственных имен небесных тел, но и самих звезд, причем бывало, что и ярчайших, известных даже начинающим астрономам-любителям.
Конечно от багов и ошибок никто не застрахован, и такие пробелы в данных бывают редко, и нужно проверять в каждом конкретном случае — писать в их техподдержку, сообщать о найденных ошибках, уточнять у них источники и актуальность данных!
Причин тут может быть много, например при создании сайта/ПО разработчики загрузили данные из слишком малого количества каталогов-источников, и после этого не поддерживают данные в актуальном виде, могут быть ошибки расчета координат при
конвертировании их из одной системы расчета в другую, не добавление и не обновление информации в своем ПО, также могут быть и иные причины, все из которых не перечислить.
Ошибки могут быть связаны и с конкретно используемым каталогом, и с несовпадением одинакового поля данных (например координат местонахождения) при загрузке из множества каталогов одновременно, и ошибки связанные с конкретным ПО.
Также могут быть несовпадения связанные с движением звезд на небесной оси, из-за разницы временных интервалов.
Координаты крайне удаленного в пространстве, движущегося на огромной скорости объекта, достаточно сложно рассчитать разным наблюдателям на разном оборудовании с одинаковой степенью точностью, естественно это часто приводит к разности результатов в допустимых пределах погрешностей конкретно используемого оборудования.
Также, иногда в расчеты закрадываются ошибки, которые впоследствии, при обновлении конкретного каталога могут быть исправлены.
Вывод простой: Не стоит слепо доверять громким именам, программисты далеки от астрономии и популярность бренда в поисковике, не служит залогом профессионализма в астрономии!
Необнаружение звезды, может случиться также, из-за неправильного ввода поискового запроса в конкретной программе, например по причине ввода в используемой нами и правильной для этих целей — второй экваториальной системе координат на эпоху J2000.0, а не в той, которую принимает конкретный сайт/ПО. Этот аспект необходимо уточнять у производителя ПО и перевести координаты в вид и в эпоху принимаемые конкретной программой.
Как правило, производители астрономического ПО не указывают информацию из каких конкретно каталогов они берут координаты небесных тел, до какой величины у них присутствуют небесные объекты, и уж тем более не пишут о полноте и актуальности данных, о дате ее обновления.
Все это говорит о маркетинговой составляющей, но никак не о профессионализме, т.к. многие такие сервисы делаются для создания "вау" эффекта (wow-эффекта) среди широкой общественности, а не для использования профессиональными астрономами.
Все вышеописанное связано с серьезным ужесточением в мире, в последние годы, защиты авторских прав и большинство сайтов в интернете, ранее нелегально использовали информацию или не заинтересованы в ее полноте и актуальности, т.к. их проекты чисто коммерческие, для генерации рекламного трафика от широкой общественности, а не для использования профессиональным астрономическим сообществом.